[COLOR=blue][I]Дуглас Рашкофф (Re.)______________
10 принципов поколения digital
Не продавай своих друзей
[/I]
По убеждению Рашкоффа, смысл интернета в коммуникации, а не в деньгах или контенте. Главной функцией цифрового мира всегда будет общение, и любые попытки сделать из него деньги разрушат всю философию и целостность сети. Ваши друзья - это не сгусток контента, они - то, благодаря чему интернет существует и развивается. Не нужно бездумно шерить рекламный пост и отдавать друзей в руки маркетологам. Брендам также есть о чем подумать. С навязчивыми баннерами число подписчиков не увеличится, зато социализация бренда, создание условий для общения потребителей приведет к положительным результатам.
Управляй своим временем
Интернет живет по правилу "здесь и сейчас", он не имеет времени, потому что давно стал частью повседневной жизни. Сообщения, новости, события - все это приходит к нам само и не требует усилий.
"Вместо того чтобы действовать во времени, компьютеры работают от решения к решению. Ничего не произойдет, пока я не напишу букву, а потом еще одну. Машина ждет команды, и время между командами может быть секундой, а может - целым днем"
Получается так, что компьютеры работают быстрее людей, а люди пытаются успеть за компьютерами. Мы приходим к тому, что Рашкофф называет состоянием постоянного ожидания.
"Каждый ответ на сообщение рождает десятки других. Чем быстрее мы реагируем, тем больше ждем, что отвечать придется еще и еще. Это приводит к вечному стрессу".
Важно отметить, что Рашкофф писал свою книгу три года назад, и с того времени все стало еще интереснее. Мы пишем пост - ждем лайков и комментариев, шерим новость - постоянно проверяем, насколько она популярна. Девайсов стало больше: с каждым новым сообщением срабатывают звуковые уведомления на планшете и телефоне и все это снова и снова. Получается довольно нервно и затратно по времени. Автор видит решение в том, чтобы человек умел выбрать - с кем и когда ему общаться, вместо того чтобы подолгу зависать в сети. Игнорировать сообщения сложно, зато просматривать ньюсфид каждые десять минут необязательно.
Не забывай про оффлайн-реальность
Цифровое пространство тем хорошо, что "сокращает" расстояние, позволяя связываться людям с разных концов планеты. Но есть большая опасность "уйти в технику" и перестать воспринимать тех, кто рядом. Следуй правилу: чем меньше расстояние, тем больше живого общения. Нужно видеть разницу между "local" и "global", причем не только в обычной жизни, но и при создании рекламной кампании, позиционирования бренда и т.д.:
"Сила локального бизнеса и всех локальных мероприятий - в налаживании связи с конкретным регионом и конкретными людьми. Определенная местность - это устойчивость".
Умей выбирать, а не подчиняться
Цифровой мир всегда требует выбора, причем не абстрактного и размытого, а очень точного. Потому что интернет, несмотря на всю свою необъятность, имеет понятные границы, созданные программистами. Когда вы регистрируетесь, предположим, в социальной сети, то в графе "семейное положение" можете указать только то, что предложено сайтом. Рашкофф считает, что это не предоставление свободы, а ограничение. Получается, выбирая, мы вынуждены приспосабливаться. Автор призывает не кликать бессознательно: лучше вообще ничего не выбрать, чем бездумно подчиниться вариантам. Не сужайте свой собственный мир до двоичного кода.
Будь разборчивее, не ведись на мнимую простоту веба
С интернетом находить ответы на любые вопросы стало в разы проще и быстрее. И здесь есть свои подводные камни в виде чрезмерной спешки и неохоты перепроверять информацию. Рашкофф предостерегает от ложных сведений и поверхностного ознакомления:
"В постоянной спешке цифрового мира дочитать до конца статью в ,Википедии" - настоящая роскошь, если ты уже нашел нужный ответ".
Хватаясь за голые факты, мы сильно рискуем упустить контекст, превратить процесс познания в погоню за новым и свежим. Без углубленного изучения проблемы даже самый яркий факт может быть обесценен и вскоре забыт. Смотрите ссылки в той же "Википедии", которая обычно дает неплохой список литературы и статей по теме.
Не путай реальное и абстрактное
Цифровой мир - одна сплошная абстракция, в которой легко увязнуть, если не выражать через нее конкретные идеи и мысли. Рашкофф напоминает, что одна из повседневных абстракций - язык, чего уж говорить об интернете, где рамок и пределов гораздо больше. Виртуальная абстракция всегда должна иметь в основе что-то реальное, тогда успех может быть гарантирован. Удачный пример - фэнтези-бейсбол, когда создается виртуальная команда игроков, а баллы начисляются в зависимости от действий реальных прототипов на поле.
Кроме этого, в сети все имеет свои масштабы, и чем проект больше, тем лучше. Но расширять все подряд необходимости нет:
"Доминируют, как правило, те, кто повышает уровень абстракции. Но если мы будем помнить, что один масштаб не подходит для всех, то сможем сохранить локальные и специфические единицы в условиях требований к глобализации"
Глобальное обычно побеждает локальное, поисковики выигрывают у площадок, а агрегаторы у поисковиков. Но это не аксиома. Если определить для себя отдельную нишу, пусть и не слишком масштабную, всегда можно занять хорошее и устойчивое место.
Будь собой
Цифровой мир безличен, так как часто анонимен. А анонимность дает возможность высказываться не стесняясь, подавляя чувство ответственности. Итог - чрезмерная жестокость, графоманство и ненависть.
Вторая проблема - непонимание собеседника из-за невозможности видеть его. Автор сравнивает это явление с Синдромом Аспер