Все
Отредактировано:21.02.15 11:47
Об отвращении.
Дорожка скатертью!
Мы и кухарку
каждую
выучим
управлять государством!
Маяковский, Владимир Ильич Ленин
У нас любят попинать "кухарок, которые управляют (управляли, могут управлять) государством". Это физкультурное упражнение особенно любимо состоявшимися хозяйками загородных коттеджей, и продвинутыми бизнес-леди новорусской России. Оно убивает двух зайцев: во-первых, ненавязчиво демонстрирует статус, к которому шли тернистой тропой высшего образования, во-вторых, придает лицу здоровый румянец и свежесть: нехило выглядеть молодым прогрессивным вольнодумцем с ключами от будущего новой России. К тому же, это дешево и сердито: дохлые цитаты не лягаются, не говоря о наемном персонале.
Эстафета была подхвачена у "демократов" времен перестройки, наглядевшихся в кино на Шариковых и Преображенских, и употреблявших цитату при критике социализма. Между тем, в истории есть нюансы. Приписываемые Ленину слова "Любая кухарка может (или должна) управлять государством" ему не принадлежат. В статье "Удержат ли большевики государственную власть?", опубликованной в октябре 1917 года в журнале "Просвещение", Ленин писал:
"Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту".
Очевидный смысл сказанного в том, что даже кухарка может и должна учиться, чтобы участвовать в управлении страной.
Наивно полагать, что рассуждения о кухарках ограничиваются управлением Россией. С равным успехом речь может идти о высшем образовании вообще: в самом деле, зачем вузы и колледжи тем, кто a priori не способен воспользоваться плодами просвещения? Зачем лишние расходы, к чему переизбыток специалистов - не лучше ли каждому заниматься своим делом, или, прямо говоря, знать свое место?
В связи с этим невредно вспомнить про закон о "кухаркиных детях", принятый в период контрреформ по инициативе Александра III. В 1887 году российский министр просвещения граф Делянов подписал циркуляр об отвращении детей от образования.
О СОКРАЩЕНИИ ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Вследствие предположения, состоявшегося в совещании при моем участии, из министров: внутренних дел, государственных имуществ, управляющего министерством финансов и обер-прокурора святейшего синода, я имел счастие испрашивать соизволение в. и. в. на внесение в Комитет министров представления о допущении вперед в гимназии и в прогимназии детей лишь некоторых сословий не ниже купцов 2-й гильдии.
В. и. в., всесторонне обсудив это предположение, изволили на всеподданнейшем докладе моем 23 мая выразить мысль, что, признавая эту меру несвоевременною и неудобною, вы полагали бы за лучшее достигнуть цели отвращения наплыва в гимназии и прогимназии детей лиц, не соответствующих по домашней их обстановке среднему образованию, другими какими-либо способами, и изволили всемилостивейше повелеть мне войти в новые по этому вопросу соображения.
Проникаясь мыслью в. в., я счел нужным посоветоваться с означенными выше лицами, за исключением находящегося ныне в отсутствии действительного тайного советника графа Толстого, и мы, ввиду замечания в. в., предположили, что независимо от возвышения платы за учение, было бы, по крайней мере, нужно разъяснить начальствам гимназий и прогимназий, чтобы они принимали в эти учебные заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства. Таким образом, при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию. С тем вместе, не находя полезным облегчать на казенные средства приготовление детей в гимназии и прогимназии, совещание высказало, что было бы необходимо закрыть приготовительные при них классы, прекратив ныне же прием в оные. На приведение сей последней меры в исполнение уже последовало, по всеподданнейшему докладу моему 11 апреля, предварительное высочайшее в. и. в. соизволение.
Если в. в. соизволите окончательно одобрить вышеизложенные предположения, то теперь предстоит только войти в Комитет министров с представлением:
1) об ограничении известным процентом приема в гимназии и прогимназии детей евреев, к которым может быть с пользою применена и предположенная особою комиссией под председательством статс-секретаря графа Палена мера о недопущении в гимназии и прогимназии детей евреев из низших сословий,
2) о предоставлении министру народного просвещения, в изменение ст. 129 устава университетов 23 августа 1884 г., права определять плату за слушание лекций, не стесняясь ныне установленной 50-рублевой нормой. На приведений сих предположений в исполнение приемлю долг всеподданнейше испрашивать высочайшее в. и. в. соизволение.