Отредактировано:28.02.11 22:43
А есть тут школьные учителя истории? У меня вопрос. Вспомнилось мне давеча, как в школе учительница спросила нас, для чего мы изучаем в школе историю. Так как удовлетворивших её версий среди названных учениками ("чтобы не получить люлей за прогулы" ) не было, он сказала свою, то бишь официальную: "Чтобы стать образцовым гражданином своей страны". Теперь я понимаю, что столь не по-большевисски честная формулировка в советской школе была возможна исключительно из-за своей невнятности. Из детей никто не понял, что она означает.
Я это понял уже после школы: школьная история нужна не для истории, а для пропаганды. Человек, знакомый с историей не только из школьных учебников, наверняка в курсе, что школьная история с историей, как наукой, имеет весьма мало общего. Как-то так само-собой из школьной истории следует, что мы - самый крутой народ на земле, а остальные народы нам завидуют. Дурак или патриот будет думать, как ему повезло родиться русским, а остальные будут подозревать, что тут что-то не так. Впрочем, в предыдущей фразе множественные и единственные числа перепутаны, поэтому того одного-единственного подозрительного государство может смело не брать в статистику.
Из науки истории между тем следует, что мы (как и следовало ожидать от всего, что подчиняется нормальному распределению) не лучше и не хуже других. Мы как все. Правильнее даже так: мы в чём-то лучше, а в чём-то хуже. Лучше в том, что победили татар - об этом в учебнике пишут. Хуже в том, что развязали войну с Финляндией - а вот об этом молчат.
Мой любимый прикол школьной истории: все помнят, как гениальнейший суперполководец Александр Невский (не тот полудурочный качок, снимающийся во всяком трэше, а тот, который в 13 веке умер), которого немцы пытались затоптать свиньёй (нам даже дядечка с кинопроектором на уроке показывал про это схематическую реконструкцию), ка-а-к даст по их свинье засадным полком... А кто в курсе, что этот засадный полк был подарен Невскому его побратимом - татарским ханом и состоял из элитной татарской конницы, которая без всякого Невского пощёлкала бы ливонцев, как семечки? Про это в школе почему-то не рассказывают. Как и про то, что сам Ливонский орден ту битву считал незначительной стычкой, которая стоила упоминания в книгах (что было такое событие), но и только, а ратный подвиг Невского был просто галимым средневековым пиаром.
Собственно, вопрос к учителям: как сейчас в школе на эту тему? Те же розовые слюни?